Слияние банков. Обратный процесс
Кризис нешуточно всколыхнул глобальный банковский сектор. Испугаться было чему – оказалось, все банки связаны между собой так, что крах одного чуть не стал причиной обвала банковской системы всего мира. При этом крупные банки, презрев все риски и здравый смысл, спекулировали на финансовых, сырьевых рынках и рынках ценных бумаг, вовлекая в эти спекуляции не только свои средства, но и средства своих вкладчиков и инвесторов. Третьим откровением стало то, что слияние банков привело их к таким размерам, что крах каждого непременно повлек бы за собой обвал экономик их стран.
Жизнь по-новому
Оставлять ситуацию «как есть» было невозможно. И глобализацию финансовых потоков тоже невозможно обернуть вспять. Зато можно повлиять на банкиров – решили регуляторы, и принялись разрабатывать новые правила и ограничения, которые позволили бы впредь избежать многих негативных событий в банковском секторе.
Новых правил в каждой стране хватало, больше всех законов напринимали, конечно, в Штатах. Впрочем, требования к банкирам были примерно одинаковые – увеличение объема собственного капитала по отношению к привлеченному, сокращение инвестиционной деятельности (в Штатах даже определили четкие параметры), и самое главное, уменьшение размеров финансовых учреждений.
Величина банков стала предметом самых жарких споров. Странным, правда, кажется то, что до кризиса никто как будто не замечал роста финансовых структур. А ведь отдельные банки десятилетиями увеличивались за счет слияний и поглощений. И антимонопольные службы делали вид, что слияния банков их не касаются – впрочем, как и регуляторы.
Как обратить слияния банков вспять
Теперь же все бросились давить на банки, стремясь заставить их обратить процесс слияния вспять, дробясь и уменьшаясь. Вот только сами банки уступать не собираются. Американские кредиторы и вовсе делают вид, что их это не касается. Основной аргумент – дела идут и без того из рук вон плохо. Ввиду остальных ограничений приходится подсчитывать убытки, а дробление и вовсе сведет попытки заработать на нет. Банки, конечно, сильно кривят душой. Некоторые из них показали невиданные доселе прибыли.
Не всем банкам удалось отстоять свой размер. Так, в Великобритании правительство согласилось спасать Lloyds только в обмен на контрольный пакет акций и выполнение определенных условий, главным из которых было выделение из финансовой группы отдельного банка. Взамен власти продадут имеющиеся у них акции на аукционе. И разделение свершилось.
В результате прошлым летом в Великобритании появился новый банк TSB. Появился он достаточно быстро, материнская финансовая группа просто вырезала часть себя и дала ей отдельное имя. И в новом банке безо всякого предупреждения оказалось около полумиллиона клиентов группы Lloyds. Клиентам, конечно, поначалу новшество не понравилось, но банкиры всех успокоили, объявив, что все сложности в обслуживании временные. И приготовились к убыткам.
Вопреки ожиданиям
А убытков не случилось. Акции бренда, пролежавшего на полке 2 десятилетия, неожиданно выросли в 2 раза. Это ли не успех? Но финансовая группа осталась недовольна – она-то ожидала роста акций на 280%.
Еще один повод для недовольства – ипотечное кредитование. Эта часть кредитного портфеля TSB тоже разочаровала, но здесь есть вполне объективные причины. Новоиспеченный банк просто не может перепродавать свои ипотечные кредиты через брокеров, на долю которых приходится 2/3 таких сделок в Великобритании.
Но даже несмотря на это, прибыль нового банка превзошла все ожидания. И на достигнутом он останавливаться не собирается. В его планах – расширение инфраструктуры и увеличение клиентской базы.
Конечно, Lloyds пока единственная группа, совершавшая успешный раздел. Но регуляторы первым результатам рады. И теперь ждут новых, ведь в силу вступают правила, по которым особо ценные сотрудники банков будут зарабатывать меньше.