Что принес странам мировой финансовый кризис?
Один из авторитетов финансового мира советовал тем, кто хочет добиться успеха, не давать ни одному кризису пройти впустую. Со временем эта фраза стала общепринятым лозунгом управления в кризисных ситуациях. Собственно, еще Кеннеди-младший заметил, что само слово «кризис» по-китайски состоит из двух иероглифов. Причем если один из них означает «опасность», то значение второго – «возможности». Спустя пять лет после крупнейшего экономического кризиса, самое время посмотреть на крупнейшие мировые державы и оценить, насколько хорошо они отреагировали на него. Причем в разных странах кризис прошел по-разному: кто-то сделал выводы или им воспользовался, для кого-то этот кризис стал ненастоящим, а для кого-то все прошло впустую.
Выводы сделаны – Япония и еврозона
Самый настоящий кризис пришлось пережить еврозоне – буквально полтора года назад СМИ и рынки облигаций только и говорили о скором разрушении, о том, что разница в долгах стран-членов еврозоны огромна, и разница между центральными государствами и «периферийными» просто огромна. Нависла немалая угроза политическому единству и экономической сплоченности, благодаря которым существовал блок. Отсутствие финансовой координации, политической ловкости и баланса между слабыми и сильными государствами толкнуло крупнейшее политической объединение в экзистенциальный кризис. Ситуацию спасли Германия, немного «осмелевшая» политика ЕЦБ и некоторые болезненные меры по контролю – и Европа снова встала на ноги. Кризис просто стал тем самым последним аргументом в пользу серьезных структурных изменений. Ведь без давления рынка периферия еврозоны так и не оправилась бы от своего самодовольства.Ситуация в Японии была совершенно иной – и без кризиса в этой страны уже два десятилетия просто потеряны в экономическом смысле. Застой, водоворот дефляции, низкий рост экономики и, напротив, существенный рост государственного долга надолго заставили Японию перестать думать о международной конкуренции. Из недомогания страну вывели постоянные вызовы из Китая, который за это время обогнал японскую экономику. Страх потерять звание сверхдержавы заставило японских избирателей пересмотреть свои взгляды и предпочесть другим кандидатам на пост премьера того, который предлагал наиболее радикальные меры. И пусть пока неясно насколько оправдает себя Абэномика, однако уже можно говорить о том, что Япония из своих проблем также извлекла уроки.
Обошлось – США и Китай
Еще и двух лет не прошло с тех пор как только самый ленивый в Вашингтоне не рассуждал о «долговом потолке». Одно из рейтинговых агентств понизило рейтинг Штатам, Конгресс чувствовал себя смущенным, рынки упали и все двигалось вперед разве что по инерции. Что изменилось? Тот финансовый утес был пройден. Долговой потолок еще долго был разменной монетой в кулуарах власти, а Конгрессу все равно не удалось избежать секвестра. Однако Америке удается весьма неплохо держаться на плаву и ее индексы по-прежнему как-то достигают новых высот. И можно было бы говорить о том, что США никак не воспользовались минувшим кризисом – но здесь его такого как, например, в Европе, и не было. Даже долг здесь не настолько важен – по крайней мере пока ФРС продолжает удерживать ставки. И пусть продолжает угрожать спокойствию Штатов неравенство в доходах их сограждан, пусть прочие причины заставляют волноваться Уолл-стрит – все пока «рассасывается» не дорастая до размеров, которые бы заставили американских политиков вносить какие-то структурные изменения.Похожая история разворачивается в Китае – многие опасаются, что здесь будет жесткая посадка, ведь темпы экономического роста снижаются, что влечет за собой неустойчивые показатели безработицы, а все вместе это угрожает китайской политической системе. И все же ситуация в Поднебесной стабильная. И пусть китайская государственно-политическая модель уже показала свою неэффективность – страна по-прежнему надеется на то, что в ближайшем будущем все останется прежним. На горизонте проблемы? Однако ни ухудшение демографии, ни грядущее окончание действия нынешней политической системы – ничего не заставит Пекин начать какие-то немедленные действия. Как и Штаты, он откладывает это «до лучших времен».