Всегда ли на пользу клиентам слияние банков?
Слияние коммерческих структур самых разных направлений можно увидеть повсеместно. Это и производители, и финансовые структуры, и, конечно же, банки. В большинстве случаев от объединения выигрывают обе стороны, так как сливаются не только капиталы, но и идеи, что не может идти на пользу и самим компаниям, и их клиентам. Правда, в отношении последних о выигрыше можно говорить не всегда, причем это наиболее верно по отношению к банковскому слиянию. Что меняется в таком случае для банковских клиентов, в частности для заемщиков?
За последние несколько лет в России зафиксировано слияние более 25 банков, причем практически все их руководители в один голос заверяли, что происходящие процессы их клиентам будут только на руку. Основной причиной для слияний становилось увеличение капитализации и расширение сети филиалов, при этом состояние клиентской базы либо вообще не учитывалось, либо отодвигалось на второй план.
Если бы все было так радужно…
Увы, в большинстве случаев при банковском слиянии клиенты должны ориентироваться не только на новую вывеску. Меняется в первую очередь кредитная политика, а это уже совсем другие ставки (которые, конечно же, идут на повышение) и совсем другие подходы к оценке рисков при кредитовании. И, если в первом случае потенциальный заемщик может выбирать соглашаться ему на то, «что предлагают», то во втором многие
отказы в кредитовании вызывают, мягко говоря, недоумение – особенно у тех, кто уже является клиентом одного из «слившихся» банков. Впрочем, даже процедура проведения большинства операций приводит в состояние легкого помешательства тех, кому приходится и дальше сотрудничать с такими банками – например, заемщиков, вынужденных выплачивать и дальше свои кредиты. И, если оформившие ипотечные займы могут их перекредитовать в другом банке, то те же автокредиты (которые в отдельных случаях могут считаться долгосрочными) другие банки «взваливать» на себя на торопятся. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что не во всех объединившихся кредитных структурах наблюдается такая невеселая картина.
Цена вопроса всегда растет?
Как уже говорилось, при слиянии банков меняется кредитная политика, основу которой составляют так волнующие всех заемщиков тарифы. Как утверждают сами банковские работники, интеграция всегда плавно перетекает в унификацию и расширение предлагаемых объединенными банками продуктов. Однако это в том случае, если сливаются «равные» кредитные структуры. Зато при объединении универсального и специализированного банков, все складывается совершенно по-другому, и особенно остро это чувствуют на себе их клиенты. Почему так происходит? В первую очередь из-за «усреднения» кредитных и депозитных предложений. Вместе с тем если сравнивать условия и уровень обслуживания у отдельных банков такого типа, приходится констатировать более серьезный подход к этим параметрам со стороны специализированных банков. Увы, из-за той самой «усредненности» при слиянии эти преимущества просто исчезают, как исчезают и специальные предложения «слившегося» специализированного банка.
Слияние банков – процесс небыстрый
Впрочем, многие банковские клиенты полагают, что банковские объединения должны давать им возможность пользоваться преимуществами, которые предоставляет им и «свой» банк, и тот, с которым произошло объединение. В большинстве случае так и происходит, ведь объединяется все, в том числе и банкоматная сеть. Однако слияние – процесс небыстрый и на его время участники этого процесса не останавливают свою деятельность. При этом многие банковские клиенты, не интересуясь новостями этих банков, уже начинают, например, пользоваться сетью банкоматов той кредитной структуры, с которой решил объединиться «их» банк. И потом искренне недоумевают, почему при обналичивании средств (переводе денег, оплате счетов), с них была взята дополнительная комиссия.