Мировая экономика RSS / Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в LiveJournal RSS-трансляция



+1 5
+5
-1 0
Экономические споры, долговые войны и религиозные истоки экономической политики

Экономические споры, долговые войны и религиозные истоки экономической политики

Мы живем в странное время. Еще никогда заимствование не было столь дешевым – вон, Европейский центральный банк даже начал поговаривать об отрицательных процентных ставках. И никогда еще стоимость содержания людей, которые не работают, не была столько высокой. И все же основной упор в экономический аргументации, которая сейчас обрела респектабельность даже в глазах демократов, делается не на то, что каждому человеку должно быть предоставлено рабочее место без промедления. Нет, они рассуждают, что высокий уровень безработицы должен стать постоянным, дабы гарантировать быстрое погашение государственных долгов.


Предприятиями руководит дешевизна, называемая конкурентоспособностью, и ослабление потенциалов – такая «смесь» непременно приводит к безработице для миллионов. Политики поздравляют себя с принятием «жестких» решений, причиняющих невероятные убытки и страдания, беспечно полагая, что чем более горькими будут пилюли, тем больше пользы от них будет. Многие избиратели, похоже, уже тоже вполне искренне полагают, что заслуживают таких наказаний.

Бедность – не порок?

Откуда взялась такая идея? Ведь вроде бы в учебниках по экономической теории нигде не написано, что быть бедным – это добродетель. Напротив, все теории направлены на поиск гениального способа достичь максимального процветания, несмотря ни на какие капризы экономических циклов. Однако вот, к примеру, у австрийцев имеются собственные мировоззрения, полностью оправдывающие политику разорения соседа с утверждением, что только когда ему будет плохо, ему станет хорошо. Только страдания могут принести удовольствие, только путем полного погашения прошлых долгов может быть восстановлено процветание. Впрочем, выборы в Австрии закончились столь неоднозначно, что можно надеяться на изменение мировоззрений.

Экономические споры

Нет, в принципе и в религии, и в психологии можно найти основу для оправдания наказаниям. Но в экономике? Увольте. В свое время Кейнс интересовался насколько правдоподобен садо-мазохистский пыл некоторых экономистов, который заставляет их приветствовать страдания других и провоцировать их продолжение. Впрочем, Кейнс это уже давно – экономическая история. Впрочем, австрийский экономист Хайек назвал сравнения коллеги аморальными.

Между тем экономика мало что имеет общего с религией и уж тем паче с моралью, особенно если это - экономика американская. Собственно, суть многих западных религий – как раз в минимизации материальных благ и уверенность в том, что простая жизнь в этом мире приведет к невыразимым наградам в следующем. В то же время некоторые социологи полагают, что предтечей капитализма в Северной Европе является кальвинизм, который настаивает на тяжелой работе с минимальной ее оплатой и скромным внешним отображением богатства.

Подмена понятий?

Похоже, именно разрыв между кальвинизмом и мировоззрением католицизма лежит в основе экономической дискуссии о том, что делать с долгами в Европейском союзе сегодня. Северные протестантские страны вместе с Великобританией наставляют южные католические государства в том, чтобы не начинать слишком серьезно относится к формированию богатства. Похоже, что Лютер, основывая протестантизм и Реформацию, и представить не мог, что тем самым он станет зачинщиком долговых войн, которые доминируют в сегодняшней европейской политике.

И даже в Штатах политические баталии о личной нравственности уступили место аргументации о роли долга в обществе. Старый призыв к семейным ценностям сменился рассуждениям о том, что бедные родители оставят своим наследникам после смерти одни долги. Основной аргумент в пользу семейных ценностей предполагает цельную классическую семью, где все работают и уровень достатка относительно высок. Лучший способ все это уничтожить – оставить семьи без кормильцев. Необязательно их убивать – достаточно просто оставить без работы. И мы вернулись к тому, с чего начали – мы живем в период, когда чиновники предпочитают сохранять безработицу.





Нравится






3537
27.11.2013 23:52
В закладки
Версия для печати
Гость, выскажи мнение!

Комментарии

  • natalishoklova 28.11.2013 15:35    
    Политика это сложная процессия, и очень ответственная.
  • libhen 28.11.2013 16:07    
    Интересно, что теорию о правильной бедности несут в массы политики самых обеспеченных экономически государств в мире.
  • Klepa123 30.11.2013 16:22    
    Часто думаю о моральных и экономических законах, об их противостоянии и несовместимости. Часто правительства сокращают социальные программы для того, чтобы решить экономические проблемы. Возможно, это и приводит к подъему экономики, но люди хотят жить нормально сейчас, а не потом. Наибольшую тревогу вызывает существование нищих.