Банковские услуги как товар – порой слишком дорогой и ненужный
Насколько для вас важен сервис? Точнее чему вы уделите больше внимания – отношению к вам со стороны персонала банка или тем цифрам, которые обозначают стоимость услуг этого банка? Оказывается, очень многие люди сменяют банки из-за того, что их просто не устроил сервис. Конечно, хамство в банковском офисе – это неприемлемо. Однако в общем и целом стоит помнить, что банк для вас – ничуть не друг. Деловой партнер разве что – и то с трудом, так как банк всегда будет блюсти собственные интересы. И в ваших может, даже долгих и теплых на первый взгляд взаимоотношениях, будет сообщать вам далеко не все.
Он хочет все ваши деньги
Вы взяли в банке кредит и благополучно его погасили? Можете не сомневаться – ваш бывший кредитор постарается не упустить такого положительного заемщика. Например, вам могут предложить кредитную карту – и даже предоставят вам определенный выбор в «пластиковых» продуктах, а то и вовсе могут по почте прислать, даже если вы не просили. А могут начать рекламировать свои депозитные программы и предложения по текущим счетам. Здесь главное – не поддаваться на провокационные и порой не совсем честные предложения. Но и отвергать их сходу не стоит – порой банки готовы на проявление лояльности, лишь бы расширить списки постоянных клиентов. Потому-то все чаще можно встретить случаи, когда (прям в заокеанских традициях) люди говорят о «своем» банке, то есть о структуре, в которой они и счета держат, и кредиты берут и пр.
Ставки по кредитам – договорные
Когда вы приходите на первую консультацию в банк, где возможно будете брать крупный кредит (например, ипотеку), некоторые особо сметливые клерки могут по предварительным данным вроде суммы кредита обсчитать вам смету предполагаемого кредита. И торжественно вам эту смету распечатать. Однако это не значит, что полученные вами цифры являются истиной в последней инстанции – порой достаточно просто зайти в соседний банк (а в столице подобные учреждения нередко и вправду располагаются в соседних зданиях), чтобы узнать о совсем других, более выгодных перспективах. Другой вариант – получив такую предварительную смету, тут же начинать «торговаться». Скорее всего спустя полчаса вы обнаружите, что первоначальный вариант, обсчитанный шустрым клерком является самым дорогим, но стоит только донести пару справок (согласится на дополнительную страховку, привести поручителя и пр.), как предполагаемый кредит тут же начинает существенно «дешеветь».
Страховка как товар
Не стоит забывать, что все, что вам предложат в банке – это товар. И кредит, и депозит, и
онлайн-банкинг – все это вам будет так или иначе продано. Или же вас не устроит цена и вы пойдете в другой банк. Чтобы не упустить своего «покупателя» банковских клерков учат продавать – как продукты непосредственно своего банка, так и сопутствующий «товар», от продажи которого банк опять-таки получит прибыль, а сам клерк – бонусы от руководства. Самый яркий пример – страховые полисы. Выдают эти полисы вроде как третьи лица – страховые компании. Однако клерки умалчивают о том, что все они являются партнерам банков (а порой и вовсе – дочерними образованиями), что подразумевает получением финансовой структурой определенного процента от продаж таких полисов. Как продать? Например, сделать его покупку обязательным условием получения кредита. Или умолчать, что страховка не является обязательным условием.
Банковские услуги, от которых можно отказаться
Еще один момент, о котором представители банка молчат – как минимум пока вы не спросите об этом напрямую. О том, что львиная доля сопутствующих услуг и «товаров» - не является обязательной. И от них – нередко платных – вполне можно отказаться, причем делается это обычно легко, достаточно при подписании договора в определенном месте поставить галочку. Так, к примеру, вам может не пригодится услуга онлайн-банкинга, если вы берете потребительский кредит на год-полтора, гасить его будете наличными и вообще вы в глобальной сети – неопытный пользователь. Меж тем услуга эта нередко платная.