Учет товаров и формирование торговой наценки в розничной торговле
От правильного формирования продажной цены на товар напрямую зависит финансовый результат деятельности предприятия. Учет товаров можно вести двумя способами: по покупным или по продажным ценам. Для внутреннего бухучета подходит любой из способов, а для налогового учета товары обязательно нужно отражать по покупной цене. Рассмотрим, как определяется себестоимость товара и торговая наценка на него.
Себестоимость товара
Фактическая себестоимость товара определяется суммой всех расходов, связанных с его приобретением. К этим расходам относятся:
• Суммы, выплачиваемые продавцу товаров;
• Таможенные пошлины;
• Расходы на транспортировку товара;
• Оплата посреднических услуг;
• Обязательные невозмещаемые налоги за приобретенный товар;
• Проценты по кредитам, полученным для закупки товара;
• Другие расходы, связанные с приобретением товара.
Эти расходы включаются фактическую себестоимость товара по бухучету, но не всегда включаются в нее по налоговому учету. Узнать, какие расходы подлежат налоговому учету, проще всего из Налогового кодекса РФ (ст. 264, 265, 320).
Торговая наценка
Продажная цена товара складывается из ее покупной стоимости и из торговой наценки. Торговая наценка состоит из запланированного дохода предприятия и НДС, если его нужно платить. Далее торговая наценка и розничная цена товара отображаются в реестре розничных цен. Наценка списывается при продаже товаров. Чтобы деятельность торговых предприятий была прибыльной, им дано право самостоятельно формировать цены на товар. Однако, при этом они должны руководствоваться конъюнктурой рынка, потребительскими свойствами и качеством товара. Для большинства товаров максимальный размер наценки не ограничен, однако, местные исполнительные органы вправо установить предельный размер наценки. Есть также перечень товаров, размер наценки на который государство регулирует самостоятельно. Это лекарственные препараты и медицинские изделия, продукты детского питания и общественного питания в образовательных заведениях, продукция, продаваемая в регионах Крайнего Севера.
Переоценка товара
Случается, что товар подлежит переоценке, когда его нужно дооценить или уценить. Для этого составляется инвентаризационная опись, в которой указаны дата изменения цены, прежняя и новая цена на товар, разница между стоимости товара по старой и по новой ценам, наименование и количество переоцениваемого товара.
А вообще, розничные торговцы всегда стараются установить цены чуть выше тех, при которых торговля идет особо бойко. Покупают меньше, но это вполне компенсируется завышенной ценой, а расходы на транспортировку снижаются, да и суеты меньше, чем когда пытаешься взять прибыль с быстрого оборота, экономятся силы и здоровье.