Технологии кредитования не стоят на месте. Ч.2 – крупные банки отступят?
Когда говорят о технологиях в банкинге, многим приходит на ум используемая банками техника. Так, сейчас трудно встретить финансовую структуру, у которой бы не было собственного интернет-ресурса, причем на этом ресурсе можно не только ознакомиться с предлагаемым спектром услуг, но и заявку на кредит подать, рассчитать платежи по этому кредиту, «поуправлять» собственным счетом из личного кабинета, а иногда даже пообщаться с банковским консультантом онлайн. Продолжает развиваться и банкоматная сеть – за рубежом, допустим, как раз сейчас у банкоматов происходит переформатирование, им меняют систему управления на более новую. Впрочем – не только физической техникой ограничиваются изменения, связанные с используемыми технологиями.
Новый кредитный скоринг
Бич многих соискателей кредитных средств -
кредитный скоринг, бездушная система, переводящая вашу жизнь в баллы и по количеству этих баллов принимающая решение о вашем дальнейшем финансовом положении. Теперь открытый исходный код позволяет получить доступ в те или иные базы данных и адаптировать их под определенные потребности. Таким образом огромные объемы данных из широкого (и постоянного растущего) круга источников, в том числе и социальных медиа, помогают кредиторам оценивать платежеспособность и благонадежность соискателей заемных средств. Возможно, российским соискателям пока и не о чем беспокоиться. Зато европейские банкиры уже предупреждают о том, что даже комментарии в Twitter могут повлиять на то, даст банк кредит или нет. Может, несколько футуристично, однако, возможно, не так уж далеко от истины и утверждение, что Facebook может вытеснить привычные, но старомодные кредитные агентства. Не ленятся «гонять» свои скоринговые системы по социальным сетям и частные кредиторы. А предприимчивые люди уже начали зарабатывать на эффективном сборе и анализе данных – при этом в большинстве случаев они ничего противозаконного не делают, так как собирают информацию, которая и так находится в открытом доступе. Просто в разных местах.
Вопрос наследия – крупные банки проигрывают
Еще одним отличием финансовых компаний, прибегающих к услугам компаний технологичных, является отсутствие так называемых унаследованных систем. Того, с чем борются традиционные банки при интеграции нового программного и аппаратного обеспечения. «Глюк», возникший при операциях с банкоматами и дебетовыми картами британского банка Lloyds, это просто очередное подтверждение длинной череды больших проблем банковских технологий. Тем, кто на рынке банковских услуг являются новичками, им намного проще, им не нужно перестраиваться и переучиваться. А вот огромным старым неповоротливым банкам, которые «обросли» не менее огромными ИТ-отделами, приходится труднее. И пока они с этими трудностями пытаются справиться, более проворные мобильные платежные компании, более доступные прямые поставщики дебетовых услуг и услуг валютных, все больше находят новых клиентов благодаря как раз тому, что применяя новые технологии кредитования и банкинга, они могут предлагать и более низкие цены, и большее удобство.