Кто будет решать проблемы банковской системы независимой Шотландии?
В Европе по-прежнему неспокойно. Да, у них не рвутся снаряды и не набираются армии – однако битва за умы и бумажники идет нешуточная. Впрочем, за территории тоже – которые упорно намерены отделиться. Так, к примеру, британские аналитики продолжают изыскивать аргументы почему Шотландии на предстоящем в сентябре референдуме стоит сказать «нет» отделению. Аналитики материковой Европы со стороны стараются подсчитать возможные убытки или прибыли при различных вероятностях. Основной акцент – на финансовые аспекты, доходы, валюту, и, конечно же, банки.
…И девичья фамилия
Итак, Шотландия хочет поставить вопрос о «разводе» с Объединенным Королевством. Однако несколько веков у них было все общее – деньги, законы, налоги и даже банки. И соотношение оборота банковских капиталов к ВВП считалось к общему ВВП Великобритании. Экономические показатели же Шотландии будут куда скромнее. И, если крупнейшие финансовые институты после «развода» останутся в этой стране, ситуация с банками сложится куда худшая, чем разгар финансового кризиса в Исландии.
Когда банки «весят» больше чем доход страны
Если выразить это в цифрах, то суммированные капиталы тех кредиторов, которые были основаны в Шотландии (хотя бы трех крупнейших из них - RBS, HBOS и Clydesdale), то они превысят годовой доход своей «родины» аж в 12 раз. В Великобритании активы банков превышают ВВП в 4 раза. А, допустим, в Исландии – разов в 10. И той же Исландии в 2008 году потребовалось от МВФ помощи немногим более 5 миллиардов долларов. Помощь потребовалась для компенсации финансовой системы которая сильно пострадала в результате проблем с тремя ее крупнейшими банками. Итог – ВВП Исландии уменьшился сразу на 5,5%, а
исландская крона.
Страны разные, проблемы банковской системы одинаковы
Кстати, проблемы Исландии уже затрагивали Объединенное Королевство напрямую – казначейству Великобритании уже приходилось изыскивать средства на компенсацию 3,5 миллиардов фунтов тех своих граждан, которые открывали депозиты в исландских банках. И вот теперь – Шотландия с перспективой аналогичных рисков. Отраслевой журнал The Banker обобщил поступающие данные и сделал вывод, что независимую Шотландию, а точнее ее банковский сектор, лихорадить будет не на шутку. Редактор журнала предположил, что если бы уже на момент последнего кризиса Шотландия была бы независимой, то к окончанию кризиса ее финансовую систему постиг бы крах, а самой ей пришлось бы идти по миру за финансовой помощью.
Кто-то оплатит?
Первый министр Шотландии, впрочем, предположил, что Банк Англии по-прежнему останется кредитором последней инстанции даже для тех банков, которые будут располагаться в уже независимой Шотландии. Правда, тут снова на арену возвращается валютный вопрос – останется ли Шотландия частью территории британского фунта, который на сегодня является основой денежной политики главной финансовой структуры Объединенного Королевства. И как тут не вспомнить, что пока шотландские банки ищут варианты для своего дальнейшего существования, у банков британских дела идут совсем не гладко – рост прибыли крупнейших учреждений «не дотянул» и до 3%, в то время как до кризиса он составлял процентов 10-11.