Глобализация мира остановилась и… сдает позиции
Все больше в мире становится мест, где инвесторы не могут пользоваться финансовыми рынками в полной мере. Причины тому самые разные – выборы в Великобритании, кризис в Греции, споры в Европе вокруг Транс-Тихоокеанского соглашения. У всех этих событий есть одна общая черта – в их основе лежит деглобализация. Это обратный процесс, запущенный в тех механизмах, которые позволяли капиталам, товарам и услугам более свободно перемещаться по миру.
Глобализация мира – кто против?
Формирование сил, в чьих интересах – выступить против глобализации мира, началось после финансового кризиса. Силы эти самые разные. Здесь и национальные регуляторы, стремящиеся получить больше контроля над банками. И профсоюзы, утверждающие, что глобализация угрожает рабочим места и доходам. Причем самый серьезный удар наносится среднему классу, в то время как элитная прослойка (тот самый 1%) становится еще более богатой. Да и правительства, стремясь защититься от тех угроз, которые, как показал кризис, несет интеграция, все больше стараются замкнуть экономику внутри стран.
Британия отделяется
Доказательства того, что глобализация мира находится под угрозой, найти не сложно. Взять хотя бы Великобританию – типичную европейскую развитую страну, на протяжении 2 столетий игравшую роль одного из финансовых центров. Последние выборы показали достаточно неоднозначные настроения среди ее населения. С одной стороны – Шотландия, решившая остаться в составе Британской Короны. С другой – обещание премьера провести референдум, который определит каким будет будущее страны, в составе ЕС или вне него. Именно благодаря этому обещанию, Кэмэрону удалось остаться на второй срок. При этом вопрос с Шотландией тоже нельзя назвать закрытым. Партия независимости Шотландии грозится проведением повторного референдума.
До референдума о судьбе Британии еще больше года, а финансисты начали беспокоиться уже сейчас. Крупнейший британский банк HSBC с 2008 года грозится британскому Сити уходом. Основное недовольство банкиров вызывало то давление, которое регуляторы начали на них оказывать. Свою роль сыграл и новый налог, который им приходится платить со своей прибыли. Но до сих пор тема ухода поднималась как предположение. Теперь же, когда выборы показали неотвратимость референдума, банк всерьез засобирался в Азиатский регион. И он такой не единственный, многие финансовые структуры, десятилетиями работавшие в Сити, говорят, что если Британия решит разорвать тесные связи с ЕС, им будет проще сократить свое присутствие в этой стране, а то и вовсе уйти.
Греция уходит
Продолжаются споры между Грецией и ее кредиторами, которые одновременно является такими же участницами еврозоны. Бесконечно они длится не могут, и при отсутствии согласия, в итоге таки могут привести к отказу Афин от единой валюты. Меж тем, сила проекта евровалюты и возможность заработать на нем базируется на интеграции, объединении.
Торгового соглашения не будет
Но самым большим глобалистским проектом является все-таки Транс-Тихоокеанское торговое соглашение. Идея упростить международную торговлю и увеличить ее объемы максимально, должна была охватить 40% мировой экономики. Сторонники этой идеи полагали, что рост торговых отношений станет благом для экономик, в этой торговле участвующих.
И вот – ради того, чтобы выступить против этого соглашения, даже в Штатах объединяются левые и левоцентристские демократы, а также правые республиканцы. Доводы приводятся самые разные, вплоть до опасений, что благодаря повышенной глобальной конкуренции пострадают именно американские рабочие места и доходы граждан США.
На фоне таких событий так и не вернулись к докризисным показателям трансграничные потоки капитала. А ведь они являются индикатором уровня интеграции финансовой системы. Все потому, что интеграция теперь является рискованной и теперь считается неразумной. В том числе и из-за новых правил – тех самых, из-за которых HSBC решил, что проще перенести штаб-квартиру, чем их выполнять.