Банковское мошенничество будет наказано
Citizens Bank будет вынужден заплатить 35 миллионов долларов в виде штрафов и компенсаций. Финансовую организацию обвиняют в том, что она годами занималась присвоением денежных средств, которые ее клиенты отправляли не на те счета. Или в случаях, когда те же клиенты неправильно вносили деньги на собственные депозитные счета. То есть, если человек, перечислив средства на карту, ошибся и отправил платеж не по адресу, банк такой платеж просто изымал в свою пользу. Схема проста и беспроигрышна.
Восстановление справедливости
Этот банк некогда был частью присутствовавшего в США Royal Bank of Scotland, но теперь Citizens Bank стал независимой финансовой структурой, работающей в 11 американских штатах. Стоит сказать, что банк этот – один из крупнейших, а значит, можно говорить о том, что от недобросовестного его поведения, ставшего обычной практикой, пострадали сотни тысяч потребителей.
Еще один способ оценить масштабы нарушений – статистика вкладов и платежей, проведенных через Citizens Bank. С января 2008 до ноября 2013 года (а именно такой период рассматривали прокуроры) через счета банка прошли миллионы долларов. Аудиторы подсчитали, что вернуть пострадавшим от неправомерных действий банка клиентам нужно не менее 11 миллионов долларов.
Какое банковское мошенничество? Обычное округление
Конечно, ситуаций с ошибками при заполнении бланков клиентами при таких оборотах не избежать. Ошибаются не только клиенты, допускают ошибки и операционисты банка. Но в случае с Citizens Bank оказалось, что эти разные типы ошибок обрабатывались тоже по-разному. Когда ошибался клиент, банк ошибку не исправлял – разве что сумма была достаточно большой. Если же речь шла о 25 или 50 долларах, можно было даже не пытаться жаловаться, банк подобные ситуации просто игнорировал.
И называлась такая процедура «ошибка округления», не стоящая того времени, которое должно было быть затраченным на ее поиски. Руководство банка даже не скрывает – бывали случаи, когда ошибки происходили и в обратную сторону, но это случалось куда более редко и уж точно не могло уравновесить того вреда, который был нанесен остальным клиентам.
Недоказанная преднамеренность
Интересно, что итоговое наказание для банка будет зависеть от наличия в его действиях злого умысла. Сам Citizens Bank признает, что совершал ошибки – и не более того. Но некоторые прокуроры настаивают на том, что происходившее не является простой некомпетентностью. Банк с радостью прикарманивал средства своих клиентов, настраивая систему таким образом, чтобы эти деньги гарантированно «текли» на его счета.
Впрочем, представители контролирующих органов заверили общественность, что настоящее расследование является только началом масштабной проверки американских розничных банков. При этом было высказано предположение, что остальные финансовые структуры тоже могут оказаться нечистыми на руку. Тем более, что все чаще оказывается, что для достижения поставленных целей финансовые структуры не брезгуют ничем. Они с одинаковым рвением будут и мошенничать со счетами, и копаться в социальных медиа в поисках новых потенциальных клиентов.