25.05.2011 23:02
Как стало известно из информации Минфина РФ, итоги 2010 года показали, что совокупный доход российских аудиторских организация составил 49, 070 млрд. рублей, что на 1,1% ниже, чем в 2009 году, когда совокупный доход достиг 49, 615 млрд. рублей.
По данным Минфина Российской Федерации вплоть до 2008 года динамика доходов аудиторов была положительной: 2006 год – плюс 19,2%, 2007 – плюс 21,3%, 2008 год – 20%. Но уже в течение двух лет наблюдается тенденция снижения доходов.
Снижается и количество клиентов, которых ранее привлекала аудиторская компания для проведения аудита бухгалтерской отчётности. Так в 2009 году этот показатель снизился на 2,9%, а за истекший период 2010 года – ещё на 3,6%.
На фоне сложившейся ситуации четыре наиболее доходные компании, которые сегодня представляют крупные мировые аудиторско-консультационные сети, увеличивают свою долю на российском рынке. Если в 2008 году их доля составляла 33,7%, то к 2011 году уже выросла до 38,2%. Соответственно выросли и доходы этих компаний с 16,876 млрд. рублей в 2008 году до 18,745 млрд. рублей в 2010. Рост составил 7,3%.
Клиенты четырёх этих компаний в 2008 году составляли лишь 1,1% от общего количества компаний, аудит отчётности которых провели российские аудиторские компании. К 2010 году этот показатель вырос до 1,8%.
Наблюдается динамика роста и доли «большой четвёрки» в общем количестве аудиторов России – в 2008 году они составляли 1,5%, а к 2010 – 2,2%.
На этом фоне заметно снижается доля самой крупной части российского аудиторского сообщества в доходах аудиторов РФ от собственно проведения аудита – с 31,2% в 2008 году до 10,1% в 2010 году.
Эксперты отмечают, что в 2009 году на одного клиента так называемой «большой четвёрки» пришлось в среднем 3, 107 млн. рублей дохода, а этона 34,5% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году произошло увеличение этого показателя до 4,209 млн. рублей - на 35,5%.
Только один клиент остальных столичных аудиторских компаний в 2010 году в среднем обеспечил лишь 205,5 тыс. рублей дохода, в то время, как в 2009 году этот показатель был на уровне 214,9 тыс. рублей. В других российских регионах аудиторы получили от одного клиента и того меньше – только 114,3 тыс. рублей.