16.04.2017 23:45
Только 7% россиян являются предпринимателями, остальные же такую возможность для себя даже не рассматривают. Такие данные вошли в ежегодный национальный отчёт «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016», который представила торгово-промышленной палате доцент Высшей школы менеджмента Петербургского университета, глава нацкоманды GEM Ольга Верховская.
Отчёт предоставляется уже в седьмой раз, и его авторы сообщают, что в сравнении с 2011 годом в 2012 количество желающих открыть бизнес уменьшилось до 2%. Показателя более низкого не было зарегистрированы с 2006 года ни в России, ни в других странах.
В 2010 и в 2011 году о своих предпринимательских намерениях заявляли 8,5% и 5,7% студентов соответственно, тогда как в прошлом году о желании открыть с 3 ближайших года своё собственное дело заявил 1%. Молодёжь считает более привлекательным госслужбу и наемную работу в крупны компаниях, заявляет «РГ».
Эксперты объясняют причины непопулярность предпринимательства в России не только структурой экономики, а так же тем, что население негативно оценивает возможности и условия для старта нового бизнеса. Всего 13% опрошенных считают такие условия благоприятными. Пятая часть российских предпринимателей создание новых рабочих мест не планируют. Этот показатель вдвое больше показателя 2011 года.
По оценкам экспертов, российские предприниматели выбирают сферы деятельности, обеспечивающие быструю окупаемость вложений и не предполагающие серьёзных инвестиций. В 2012 году 45% малых компаний ушли из бизнеса навсегда, причём половина из них из-ха нехватки финансов. Есть опасения, что в 2017 году исход продолжится, что обусловлено повышением с 1 января страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
Только 3,7% опрошенных заявили, что в ближайшие три года планируют открытие собственного бизнеса. За Россией по этому показателю следуют Норвегия и Япония, где в 2016 году индекс предпринимательских намерений составил 6,7% и 5,5% соответственно. Для стран БРИКС этот показатель составляет порядка 21%. Для стран Восточной Европы – 24%.
Особенность российского предпринимательства – ориентация на внутренний рынок: об этом заявили более 90% российских предпринимателей. Только порядка 5% компаний имеют зарубежных потребителей, тогда как по другим ресурсно ориентированным экономики этот показатель превышает 30%.