26.04.2022 23:18
Даже если тезис о том, что Европа сама стреляет себе в обе ноги отказываясь от российской нефти и газа прозвучит излишне пафосно, прямо сейчас именно он лучше всего характеризует происходящее на рынках и в экономике. Было бы ошибкой полагать, что европейцы не были готовы нести убытки в ходе экономической войны с Россией. Однако, сегодня становится все более очевидно, что ущерб, понесенный в результате протекционистской политики, будет распределен по странам Европы крайне неравномерно. Хуже всего для европейского руководства то, что с каждым днем становится все менее понятно – кому в итоге будет хуже.
Ряд чешских экономистов считает, что введение энергетического эмбарго в отношении России не играет на руку таким странам как Германия и непосредственно Чехия. Потери Российской Федерации в результате отказа ЕС от ее газа и нефти выглядят неубедительно. Специалисты считают, что даже при таком развитии событий, РФ все равно сможет наполнить свой бюджет за счет профицита, полученного благодаря торговле энергоресурсами. Если говорить о цифрах, то даже в случае отказа европейских стран покупать газ и нефть, федерация все равно получит не менее 200 млрд долларов от торговли в свой бюджет. Чтобы было понятнее – эта сумма вполне сопоставима с тем, что РФ смогла заработать, продавая нефть и газ в 2021 году.
Но как же так получается? На самом деле все предельно просто. В 2022 году Российская Федерация получает дополнительные прибыли из-за стабильно высоких цен на энергоресурсы и в первую очередь на газ. Пока снижения цен не предвидится, а значит восточная соседка Европы может продолжать наполнять свой бюджет, даже в условиях беспрецедентных санкций. Если кому-то во всей этой ситуации и придется страдать и терпеть, то это уже упомянутой Германии и Чехии, промышленные экономики которых рискуют погрузиться в глубокую рецессию в случае отказа от дешевого топлива. Интересно, что буквально недавно против эмбарго на энергоносители высказался и экс-канцлер Германии Герхард Шредер. Вместе с ним в аналогичном ключе высказалось и несколько видных представителей немецкого крупного бизнеса.